– Евгения Львовна, для многих врачей медицина – семейное дело. А у вас?
– Я тоже из семьи медиков, мама работала в муниципальной больнице, в «инфекции», папа – терапевт на участке. Вопрос, куда идти после школы, даже не стоял, хотя родители отговаривали, стращали, что медицина – неблагодарная профессия. Ответственная, ведь в твоих руках – жизнь человека. Нормированного дня у врача нет, дома редко бываешь. Большая нагрузка, круговорот пациентов (о частной медицине в то время не знали) – хотели от этого уберечь, желали мне спокойной жизни бухгалтера или экономиста. Но душа позвала, не было ни сомнений, ни иллюзий – в медицину я пришла осознанно. Я тот счастливый человек, который без колебаний выбрал свой путь.
Училась на факультете педиатрии в Новосибирском медицинском институте, прошла интернатуру. В диагностику попала по воле случая, который мне улыбнулся: предложили место врача ультразвуковой диагностики в детской больнице. Согласилась, хотя представления не имела, кто такой врач-УЗИ-диагност. Тем не менее решила не упускать шанс расширить знания – и всей душой полюбила новую профессию. Люблю уже 17 лет.
– Чем же ультразвуковая диагностика покорила ваше сердце?
– Для меня важно, что исследование не причиняет боли ребёнку: любой малыш может перенести УЗИ без капризов и дискомфорта.
Во-вторых, диагностика информативна: если знать свойства ультразвука и правильно их применять, то можно принести важную информацию лечащему врачу – и хирургу, и педиатру, и травматологу, и ортопеду. Не удивляйтесь, что спектр специализаций так широк: область применения ультразвука разнообразна.
Возможность расширить свой профиль – третья причина. Хоть я всегда видела себя педиатром, сейчас имею возможность не только с детьми работать, но и со взрослыми, и с беременными, и с пожилыми. Патологии у этих категорий пациентов различаются и требуют начитанности. Нужно саморазвиваться, чтобы делать заключения максимально информативными.
Четвёртая причина появилась со временем, но она для меня едва ли не первостепенна. Это интерес к ультразвуку в его нестандартном использовании – в областях, в которых его редко применяют: придаточные пазухи носа, шейный отдел позвоночника, пилорический отдел желудка. На эти темы есть исследования в других городах, но в Новосибирске мы – одни из первых. Разрабатывая методику, я контактирую с узкими специалистами.
– Расскажите подробнее. «Клиника Пасман» известна новаторским подходом в сфере лечения и диагностики, как это касается УЗИ?
– Два года назад я вела совместную работу с лор-врачом, так родилась методика ультразвукового исследования пазух носа, информативного в плане воспалительных заболеваний и аномалий развития. Без рентгеновской нагрузки, нежелательной беременным и детям!
Или история с УЗИ шейного отдела позвоночника – методика возникла в результате сотрудничества с неврологами. Демонстрирует нестабильность шейного отдела, мышечную кривошею, сосудистые нарушения у детей до года. Альтернатива – рентген, а это облучение и неудобство, ведь при рентгенографическом исследовании шейной области нужно особым образом уложить ребёнка, датчик ставится в ротовую полость – о комфорте речи не идёт. Кроме того, УЗИ, в отличие от рентгена, который показывает лишь позвонки, позволяет рассмотреть косточки, мышцы и сосуды. Неврологи довольны, мамочки тоже!
УЗИ пилорического отдела желудка показывает незрелость, спазм, сужение (стеноз). Требуется ребятишкам до года, которые поступают к гастроэнтерологам с функциональными нарушениями, например, постоянно срыгивают. И врачу важно исключить врождённые патологии желудочно-кишечного тракта.
Предпочитать УЗИ рентгену я считаю оправданным. Но далеко не все врачи старой закалки знают о такой возможности. Моё исследование уже помогло многим. Мы в «Клинике Пасман» продолжаем его развивать.
– Педиатром вы не работали, но именно вы – тот врач, который первым видит кроху в животе у мамы. Расскажите об УЗИ беременности.
– Я делаю УЗИ будущим мамочкам на маленьких сроках – до 10 недель. Подтверждаю факт беременности и исключаю замершую беременность. Также слежу, чтобы не было отслойки хориона – она сопровождается кровотечением, но хорошо лечится и уходит. Легко диагностируется гипертонус матки – от него тоже просто избавиться, но если его не лечить, то он может привести к выкидышу. Довольно просто могу выявить изменения в сердцебиении плода.
Ультразвука во время беременности не нужно бояться! Исследование выполняют в течение 40 лет и хорошо изучили его действие на организм, вреда нет. Единственное, что УЗ-аппарат должен работать в определённом режиме, в «Клинике Пасман» эту рекомендацию выполняют. При малейших подозрениях на патологию лучше сделать УЗИ и вылечиться, чем бояться и ставить под угрозу жизнь плода.
Другая крайность – женщина, у которой был негативный опыт вынашивания, тревожится и готова хоть каждый день ходить на УЗИ. Таких мамочек можно понять, но напомню, что направлять на исследование должен врач-гинеколог. В нашей клинике гинекологи дают пациенткам свой сотовый. И женщина может в любое время позвонить врачу и сообщить о симптомах, тревогах.
– Сложно ли делать УЗИ ребёнку? Как объяснить, что сейчас нужно полежать, не вертеться?
– Ребёнок сам по себе спокойно лежать не будет никогда! Моя задача – договориться, найти контакт. Это сложно, если ты раздражена или озабочена своими проблемами: дети всё чувствуют, даже когда ты внешне – само спокойствие. Так что маленькие пациенты дисциплинируют, заставляют всегда быть в тонусе и прекрасном настроении.
Но и этого детям маловато. Они хотят быть уверены, что вокруг нет угрозы. В «Клинике Пасман» многое сделано для создания атмосферы дома: можно посмотреть мультики, поиграть с интересными игрушками. Родители рядом – от них многое зависит, очень прошу мам и пап это учитывать. Если родитель насторожен, не в духе, если с недоверием идёт к врачу – ребёнок будет беспокоен.
В плане обследования у детей всё видно лучше, чем у взрослых, потому что мало подкожно-жировой клетчатки, сами они меньше по размеру, органы расположены более поверхностно. Визуализация лучше, и УЗИ не занимает много времени.
– Малыши к Вам попадают по показаниям или в целях профилактики?
– И так, и так. Я ратую за проведение скринингового обследования, определённого Минздравом, согласно которому ребёнку в течение первых 3-4 месяцев жизни следует делать УЗИ головного мозга, тазобедренных суставов, брюшной полости и почек. УЗИ сердца – по показаниям. Затем плановое обследование брюшной полости и почек в год, три годика. Потом – по показаниям и перед садиком, школой.
Сейчас этот план пересматривают, планируют сделать необязательным. Я думаю, причина в том, что муниципальным поликлиникам не хватает специалистов и аппаратуры. Далеко не все педиатры назначают ультразвуковые обследования ребятишкам, тогда как много выявляется аномалий, врождённых пороков развития, которые никак себя до поры до времени не проявляют и могут быть не видны внутриутробно. В «Клинике Пасман» есть специальные программы обследований для детей разного возраста. Я настаиваю, чтобы родители берегли жизнь и здоровье ребёнка и своевременно выполняли эти УЗИ.
– Это правда? Как часто у, казалось бы, здоровых детей находят отклонения?
– Абсолютно здорового ребёнка надо поискать. В месяц я смотрю 60-70 малышей в рамках скринингового обследования и хорошо, если один из них полностью здоров. Только не пугайтесь – грозные патологии тоже встречаются редко. В основном выявляется незрелость разных органов, которая не влияет на самочувствие и просто требует наблюдения. То есть это лишь склонности, при бережном отношении и контроле педиатра они уходят и болезнь не развивается. Врач следит, а ребёночек дозревает – так обычно бывает. Но знать о таких особенностях нужно, не пропускайте скрининги.
– Среди Ваших пациентов есть пожилые люди. К ним особый подход?
– Не просто особый – особенный. Главное – не сказать лишнего, не сыпать медицинскими терминами. Во-первых, они заставляют тревожиться, во-вторых, дают повод поискать информацию в интернете – а там такое можно найти, что больным станешь, даже если здоровый. Важно простым языком объяснить, когда срочно нужна консультация узкого специалиста, а когда рекомендуется наблюдение. Многие состояния связаны с возрастом или особенностью перенесённого заболевания. Они никуда не пропадут, лечить их не нужно – лишь следить.
– Бывают ситуации, когда УЗИ показывает отклонение, а дальнейшие исследования опровергают эти данные?
– Не скрою, случаются. Выявляем на УЗИ образование и рекомендуем более детальное исследование – либо МРТ, либо компьютерную томографию. Они дорогие, напряжённые, с лучевой нагрузкой. И эти обследования могут данные УЗИ опровергнуть, а деньги на них потрачены, организм уже нагрузили. Как на это реагировать?
Расскажу недавний случай: у пациентки на УЗИ мы нашли метастазы, увеличенные лимфоузлы. Сделали пункцию – гистология подтвердила, что это метастаз рака молочной железы. А при УЗИ молочных желёз очаг не был выявлен. Отправили пациентку на маммографию – там не то что очага, даже лимфоузлов врач не увидел. Сделали МРТ с контрастированием – и там рака нет! Единственное, что видно – крошечный неизвестный очажок в молочной железе. С помощью УЗИ прицельно нашли этот узелочек, всего 5 мм. Удалось пунктировать, получить клетки – оказались раковые. Проведена операция, которая сохранила женщине жизнь.
Мне кажется, это красноречивый ответ на вопрос, верить УЗИ или нет. Лучше проверить, используя все возможности современной диагностики. И надо понимать, что все методы обследования являются операторозависимыми: заключение зависит и от врача УЗИ, и от врача МРТ, и от врача КТ – каждый смотрит своими глазами, с высоты своего опыта.
– Но лечит всё же врач?
– Без сомнения. Диагност рекомендует, но лечащий врач – терапевт, гинеколог, гастроэнтеролог, невролог – последняя инстанция, он видит больного, видит его анализы, следит за самочувствием, наблюдает. Врач ультразвуковой диагностики – это помощник. Очень важный помощник.
– Благодарю за беседу!